Учебный план ОВЗ 5-9 кл.

Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ Широко-Атаманскоцй ООШ для
реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной
отсталостью, с 9- летним сроком обучения.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план для обучающихся разработан на основе требований следующих
нормативных документов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.
от 07.12.2018).
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 28.12.18г. №345«Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253,
от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России
от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки
примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения

реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки
России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015
№ 387);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 г. №535
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и наки
Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 г.
№581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и наки
Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 г. №629
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и наки
Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253»;
Письма:
- письмо Минобразования Ростовской области от 18.05.2017 №24/4.1.- 3996 «О
направлении рекомендаций по составлению учебного плана образовательных
организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего,
основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории
Ростовской области, на 2017- 2018 учебный год»
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от
04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1
сентября 2012 года»;
- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной
форме»;

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне
учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся
общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне
учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными
изданиями (учебниками и учебными пособиями);
-Устав МБОУ Широко-Атаманской ООШ;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ШирокоАтаманской ООШ.
- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего
образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15);
В 5- 09 классах осуществляется основной этап обучения, на котором
общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической
работой. Срок освоения адаптированной образовательной программы основного общего
образования для детей с нарушениями интеллектуального развития 5 лет.
В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность
учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2 - 9 класс – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном году, летом
- 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей
четверти - 7 календарных дней.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 6 дней.
Обучение проходит в одну смену. Комплектование детей в классах (группах) проводится
на основании заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в
зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений, а также состоит из часов, необходимых для проведения
реабилитационно - коррекционных мероприятий.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных
занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не
превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной
нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286 -15.
Содержание начального общего образования умственно отсталых обучающихся
реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию
недостатков психической сферы.
Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные области и
коррекционно-развивающую область:
Предметная область: Язык и речевая практика
- Русский язык;
- Чтение (литературное чтение);
- Речевая практика;
Предметная область: Математика
- Математика (Математика и информатика)
Предметная область: Естествознание
- Мир природы и человека;
- Природоведение;
- Биология;
- География;
Предметная область: Человек и общество
- Основы социальной жизни;
- Мир истории;
- История Отечества;
Предметная область: Искусство
- Музыка;
- Рисование;
Предметная область: Технология
- Ручной труд;
- Профильный труд
Предметная область: Физическая культура;
- Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность,
принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению
личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные
и социальные компетенции и целостные установки.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам
не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному
маршруту. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение
имеет возможность изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный
уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий и с учетом

индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а
также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей).
Содержание и методы трудового обучения соответствуют возрасту обучающегося,
учебным, воспитательным и коррекционным задачам.
Нагрузка для уроков физкультуры планируется для каждого обучающегося
индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера
патологии и степени ограничений здоровья.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность,
принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению
личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные
и социальные компетенции и целостные установки.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.Дляобучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня
овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам
не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному
маршруту. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение
имеет возможность изменения образовательного маршрутаобучающегося.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся используется на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных
курсов, обеспечивающих приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в
связи с актуальными запросами общества.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психофизическом, социальном развитии; учебные занятия для
факультативного изучения отдельных учебных предметов.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит
внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса.Внеурочная деятельность организуется
по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Коррекционно-развивающее направление является обязательным и
представлено коррекционно-развивающими занятиями:

ритмикой и психокоррекционными занятиями.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательным
учреждением самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю
от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. Выбор
других направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом.
Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено
коррекционно-развивающими занятиями:ритмикой и психокоррекционными занятиями.
Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется образовательным
учреждением самостоятельно. Продолжительность перемены между урочной и
внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составлен на основе учебного
плана школы, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и
медицинскими рекомендациями, с учетом индивидуальных особенностей ребенка,
согласован с родителями (законными представителями) обучающегося на дому.
При распределении часов части, формируемой участниками образовательного
процесса, учитывалось мнение обучающегося на дому и его родителей (законных
представителей).
Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях
школы, с частичным посещением школы.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 30 минут.
(срок обучения 9 лет)

Вариант 1.

Примерный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
V-IX классы
Образовательные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю

Всего

5 класс

6
класс

1.
Язык
и 1.1 Русский язык
речевая практика
1.2 Чтение

5

4

4

20

4

3

3

16

2. Математика

2.1 Математика

4

4

4

20

3.
Естествознание

3.1.
Природоведение

1

-

-

1

3.2.
Естествознание

2

2

7

3.3 География

2

2

7

4. Человек
общество

8
класс

9
класс

и 4.1
Основы
социальной
жизни

1

1

1

6

4.2 Мир истории

1

1

1

5

-

2

5

4.3
История
Отечества
5. Искусство

7
класс

5.1Музыка

1

1

-

2

5.2 Рисование

1

1

-

2

6.1 Профильный
труд

6

6

8

38

7.
Физическая 7.1
Физическая
культура
культура

3

3

3

15

Итого

27

28

29

6. Технология

30

144

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

2

2

2

3

3

13

Максимально допустимая учебная
нагрузка

29

30

32

33

33

157

Внеурочная деятельность
социальное
общекультурное

спортивнооздоровительное

Логопедические
занятия
Психокоррекционные 2
занятия
Ритмика

1

2

2

4

1

1

2

Формы промежуточной аттестации (по итогам 1 полугодия)
Учебные
предметы

Класс
5,6,8

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литературное
чтение
Математика

Техника чтения
Контрольная работа

Формы промежуточной аттестации (по итогам года)
Учебные
предметы

Класс
5,6,8

Русский язык

Диктант с грамматическим заданием

Литературное
чтение
Математика

Техника чтения
Контрольная работа

Мир природы и
человека

Тест

Программно - методическое обеспечение на 2022-2023 учебный год
(5 класс, индивидуальное обучение к классе)
(6 класс, индивидуальное обучение к классе)
(8 класс, индивидуальное обучение к классе)
№ п/п

5 класс

6 класс

Наименование
дисциплин,
входящих в
заявленную
образовательную
программу

Название, автор, место издания, издательство, год
издания учебной литературы, вид и
характеристика иных информационных ресурсов

Русский язык - 5

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. «Русский язык»
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)2018

Чтение – 5

Малышева З.Ф.«Чтение» (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2018

Математика- 5

Капустина Г. М., Перова М.Н. «Математика» (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
2018г.,

Технология-5

Ковалева Е.А. «Технология. Сельскохозяйственный
труд» (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2018 г.,

Природоведение-5

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «Природоведение»
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2018г

Русский язык-6

«Русский язык» Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В. (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2019г

Чтение-6

«Чтение» Бгажнокова
И.М., Погостина Е.С. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2019г

Математика-6

«Математика» Капустина Г.М., Перова М.Н.,
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2019г

География-6

«География» Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2019 г

Биология-6

«Биология. Неживая природа» Никишова А.И. (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
2019г

Технология-6

«Технология Сельскохозяйственный труд.»а
Ковалева Е.А. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2019г

Мир истории-6

8 класс

Мир истории Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
2019г

Русский язык-8

«Русский язык». Галунчикова Н.Г., Якубовская
Э.В. (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2021г

Чтение-8

«Чтение» Малышева З.Ф. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2021г

Математика-8

«Математика» Эк В.В. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2021г

География-8

«География» Лифанова Т.М., Соломина(для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2021г

Биология-8

«Биология. Неживая природа» Никишов А.И. (для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) 2021г

История Отечества8

«История Отечества» Бгажнокова И.М..
Смирнова Л.В. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 20221г

Технология-8

«Технология Сельскохозяйственный труд.»
Ковалева Е.А. (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) 2021г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».