уч.пл. внеур. 1-4

План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности МБОУ Широко-Атаманской ООШ обеспечивает введение
в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, определяет общий и максимальный объем
нагрузки учащихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
форм внеурочной деятельности по классам.
План внеурочной деятельности МБОУ Широко-Атаманской ООШ разработан на
основании:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.
от 07.12.2018).
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011
№ 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от
17.07.2015);
- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и
аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,

и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности в МБОУ Широко-Атаманской ООШ в
начальных классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений
деятельности:
- спортивно–оздоровительное,
- общекультурное,
- общеинтеллектуальное,
- социальное,
- духовно-нравственное.
Целью внеурочной деятельности обучающихся является организация повышения
качества образования и реализации процесса становления личности ребенка. Внеурочная
деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы,
отведенные на внеурочную деятельность, реализуются по выбору учащихся и родителей,
но не более 10 часов в неделю на одного учащегося.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень
важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при
определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
Задачи внеурочной деятельности:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации внеурочной деятельности в школе доступны следующие виды внеучебной
деятельности:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
• художественное творчество;
• социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
• трудовая (производственная) деятельность;
• спортивно-оздоровительная деятельность;
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор
которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
• беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному
вопросу,
• упражнение,
• поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
• методы игры в различных вариантах,
• составление плана и т.д.
Формы организации внеурочной деятельности:

1) проектная деятельность (участие в конкурсах исследовательских работ на уровне
школы, района; разработка проектов к урокам)
2) гражданско-патриотическая деятельность (встречи с ветеранами и детьми Великой
Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами труда; уроки мужества;
смотры строя и песни; выставки тематических рисунков; оформление газет о боевой и
трудовой славе земляков; тематические классные часы;
3) научно-познавательная деятельность (предметные недели, библиотечные уроки,
конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.)
4) художественное творчество (организация экскурсий, выставок детских рисунков,
поделок и творческих работ учащихся, проведение тематических классных часов по
эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, участие в конкурсах,
выставках детского творчества на уровне школы, района, округа, города);
5) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);
6) трудовую (производственную) деятельность (акции «Посади дерево», «Накорми птиц»,
разведение комнатных цветов, проведение субботников)
7) спортивно-оздоровительную деятельность (работа спортивных секций по футболу,
волейболу, теннису, лыжам, организация «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых
стартов», внутришкольных спортивных соревнований, проведение бесед по охране
здоровья, применение на уроках игровых моментов, физминуток, динамических пауз).
Внеурочная деятельность не является аудиторной нагрузкой.
При отборе содержания и видов деятельности детей учитывались интересы и потребности
самих детей, пожелания родителей (законных представителей), опыт внеурочной
деятельности педагогов и материально-техническая база школы.
Духовно- нравственное направление.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
Основные задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала
в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
формирование основ морали – осознанной учащимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом; укрепление у школьников позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
принятие учащимися базовых общенациональных ценностей;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Согласно положению об организации внеурочной деятельности обучающихся
МБОУ Широко-Атаманской ООШ внеурочная деятельность организуется
по
следующим
направлениям: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное; общекультурное; социальное

Учебный план (внеурочной деятельности)
(недельный)
на 2022-2023 учебный год в рамках ФГОС начального общего образования
Направления

Название курса

Кол-

Класс

Кол-во

во
часо
в
Духовно-нравственное

1

2

3

4

челове
к

+

+

+

+

17

Классное руководство,
учитель
физической
культуры: участие в
школьных, районных
спортивных
соревнованиях;
спортивных
акциях,
смотрах,
сборах,
походах.

+

+

+

+

17

Разговор о правильном 1
питании
Шахматы
1

+

+

+

+

17

+

+

+

+

17

Творческая мастерская 1
Экологическое
воспитание
Классное руководство:
(Я-волонтер)
Функциональная
1
грамотность
Клуб
финансовой
грамотности
10

+
+

+
+

+
+

+
+

17
17

+

+

+

+

17

+

+

+

+

17

+

+

+

+

17

10

10

10

10

Доноведение
1

Спортивнооздоровительное

Общекультурное
Общеинтеллектуальное

Социальное

Итого

«Доноведение»
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская
область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название
вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение
социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность
расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего
школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и

адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить
следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование
пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского
края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в
Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом
прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды
родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия
своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с
нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов,
толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного
отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и
патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами
окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными
источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во
времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и
развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса
«Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных
предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов
деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного
возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности,
целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции
содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
 Я и окружающий мир,
 Природа Донского края,
 Человек и природа,
 Жизнь на Дону,
 Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам
может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный
блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в
быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в
окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом
расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания,
его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои
семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны
предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского
края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях,
природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока
предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира

родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в
крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются:
изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений
родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного
края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая
природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать
и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала
зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий,
явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории
земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего
родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных
проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и
прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники
познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем,
что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами
ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих
родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном
материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего
Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа,
направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе
предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими
корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался
самобытный уклад жизни на Дону.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
.

.
















Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для
чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС»,
Изд. второе, дополненное. 2006.
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской
области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:

различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(34 названия каждого вида);

различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры
(3-4 названия каждого вида);

узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия
каждого вида);

приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

описывать наиболее важные события истории родного края;

рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города
(села);

показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё
местонахождение;

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности
Ростовской области;
могут научиться:
1.личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностносмысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить
примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер
своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2.регулятивным
универсальным
учебным
действиям, обеспечивающим
организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять
последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в
случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3.познавательным
универсальным
учебным
действиям, включающим
общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки
устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с
помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской
области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности
растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;


- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить
рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в
родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими
родственниками, местными жителями;
«Разговор о правильном питании»
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается
увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ,
начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из
составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и
воспитательных задач:











формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из
важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и
укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в
сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека;
информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием
и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям
других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов
и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и
подростков.

Программа построена на основе следующих принципов:







доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной
деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения
потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей
данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в
работу родителей.

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании»
(общекультурной направленности) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО
второго поколения, на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М. М.
Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева - М. : ОЛМА Медиа Групп ), «Две недели в
лагере здоровья» (М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева - М. : ОЛМА Медиа
Групп ).
«Шахматы»
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программы
«Шахматы – школе», автор И.Г.Сухин.
Данная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
•личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
•метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
•предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению ―Шахматы является формирование следующих
умений:
•Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению ―шахматы – является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
•Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно.
•Проговаривать последовательность действий.
•Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность.
•Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
•Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:

•Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать
речь других.
•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
•Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
•Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
•Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Так же работой классных руководителей:
предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и
ролевые игры, проектная и исследовательская деятельности.
«Творческая мастерская»
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в
художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. В связи с
этим задачами кружка являются: - развитие личностных качеств: активности, инициативы,
воли, любознательности и т.п., познавательной деятельности: внимания, памяти,
восприятия, образного и образно-логического мышления, речи, творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о
взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но
и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов; - воспитание
экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть
положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям
труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих
поколений; - Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности,
пространственного воображения. - освоение первоначальных навыков работы на
компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого,
овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической,
текстовой, звуковой, обучении основам алгоритмизации и программирования,
приобщение к проектно-творческой деятельности.
«Функциона
Функциональная грамотность– способность человека вступать вотношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности какспособности личности читать, понимать,
составлять простые короткие текстыи осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональнаяграмотность есть атомарный уровень знаний, умений и
навыков,обеспечивающий нормальное функционирование личности в системесоциальных
отношений, который считается минимально необходимым дляосуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.Основы функциональной
грамотности закладываются в начальной школе, гдеидет интенсивное обучение
различным видам речевой деятельности – письмуи чтению, говорению и слушанию.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на четыре года
занятий с детьми младшего школьного возраста (1 – 4 классы) ирассчитана на поэтапное
освоение материала. Всего – 135 часов (33 часа в1 классе, по 34 часа во 2 – 4 классах).Весь
курс состоит из 3блоков:
читательская грамотность (по 12 часов в каждом классе);
математическая грамотность (по 11 часов в каждом классе);
естественно – научная грамотность (по 11 часов в каждом классе).
1.«Читательская грамотность»
Цель: формирование современной информационной культурыличности школьника в
условияхинформатизации современного общества.

Задачи:
-формирование представлений об информационно-поисковойдеятельности как жизненно
важной в информационном обществе;
-формирование навыков использования библиотечно-поисковыхинструментов;
-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и
представления информации;
-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценкиразнообразных
информационных источников.
- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности
(метапредметные результаты).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные:
- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация,
послесловие,форзац);
уметь
самостоятельно
определять
жанр
книги
(художественная,научнопопулярная,справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной,
научно-популярной литературы, периодических изданий для младшихшкольников;
знать
основные
этапы
развития
книжного
дела,
исторический
процессформированиявнешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в
соответствиис возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение методами аналитико–синтетической переработкиинформации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки иоформления
результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета,уметь
критическиоценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполненияучебной задачи;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствиипоставленной задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной иписьменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установлениепричинно-следственных
связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основномучебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательнойзадачи.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощьюучителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициейпартнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точнопередавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построениядействия;
допускать возможность существования различных источниковинформации, в том числе
совпадающих, и учитывать и сохранить авторствоисточника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности.
Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности
Видов организации занятий в данном курсе: игровые;познавательные, досуговоразвлекательная деятельность (досуговоеобщение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организацииучебной деятельности:
лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум,виртуальная экскурсия, библиотечный урок,
конференция, выставка-обзор,
консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельностьобучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотромиллюстративного материала. В
работе с учащимися планируется
использование различных методических приемов: практические занятия,экскурсии,
самостоятельные работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».